Источники коммерческого права.

Источники коммерческого права.

В современной России закреплена  отраслевая специализация к/п. Она постепенно проводится в законопроектной работе. Указом Президента РФ от 16.12.93 N 2173 (в ред. 1997 г.) был утвержден Общеотраслевой классификатор отраслей законодательства. В нем наряду с гражданским законодательством выделено законодательство о торговле. Указом Президента РФ от 15.03.2000 N 511 одобрен Классификатор правовых актов, сменивший Общеотраслевой классификатор 1997 г. В нем в рубрике “Хозяйственная деятельность” имеется специальный раздел “Торговля”. Этим признается специфика торгового законодательства. Оно выделено из общего массива нормативных актов

Правовой основой торгового законодательства служит Конституция РФ. В качестве конституционной основы экономического строя она закрепляет положения о единстве экономического пространства в Российской Федерации, свободном перемещении товаров, услуг и капиталов, свободе осуществления предпринимательской деятельности, поддержке конкуренции и ограничении монополистической деятельности, равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и др.

Согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка относится к ведению Российской Федерации. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам, касающимся основ формирования рынка, могут приниматься исключительно соответствующими федеральными органами.

Главным законом, регулирующим торговую деятельность, в настоящее время является ГК РФ.

Наряду с ним издан ряд законов торгового права:

  • Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ
  • «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”,
  • Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 30.12.2015) “Об организованных торгах”,
  • Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) “О защите конкуренции”,
  • Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) “О рекламе”,
  • Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015)”О несостоятельности (банкротстве)”,
  • Кодекс торгового мореплавания (Федеральный закон от 30.04.99 N 81-ФЗ),
  • Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов”, группа федеральных законов о регулировании закупок товаров для государственных нужд, федеральные законы о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лекарственных средств и др.

Имеются важные федеральные законы, затрагивающие наряду с торговлей также интересы других предпринимателей или всего населения. Таковы, например, Федеральный закон от 27.12.02 N 184-ФЗ “О техническом регулировании”.

Хотя процесс розничной торговли традиционно не рассматривается коммерческим правом, западные коммерциалисты в настоящее время активно занимаются законодательством о защите прав потребителей. Объективная необходимость рассмотрения этих вопросов обусловливается их пограничным положением с проблематикой коммерческого права, важностью учета прав потребителей не только на всех стадиях продвижения товара, но даже в процессе его производства.    Так, Закон РФ “О защите прав потребителей” предусматривает многочисленные важные требования, которые должны учитываться не только розничными торговыми организациями во взаимоотношениях с потребителями, но также оптовыми организациями и изготовителями товаров, чтобы не нарушать законные интересы граждан-потребителей.

В связи с намечаемым вступлением России в ВТО предусмотрено принятие пакета законов для приведения национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ содержат не противоречащие законам акты коммерческого права.

В действующей статье 5 ГК РФ в качестве источника гражданского права назван обычай делового оборота. Между тем обычай широко применяется не только в предпринимательской деятельности.

Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

 

К национальному коммерческому праву примыкает международное коммерческое право (право международной торговли). Регулирование коммерческого договора осуществляется также нормами международного права и международными договорами   – Венская Конвенция  «О договорах международной купли-продажи», Конвенция об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 12 октября 1929 года с дополнительным  протоколом 28.09.1955.