Классификация товаров

Классификация товаров

По направлениям использования товары подразделяют на:

  • товары потребительского назначения;
  • товары производственного назначения.

Товары потребительского назначения подразделяют, прежде всего, на:

  • продовольственные;
  • промышленные.

По периоду использования они делятся на товары:

  • краткосрочного или разового использования;
  • товары длительного пользования.

Товары производственного назначения по их месту в производственном процессе подразделяют на следующие группы:

  • основное оборудование;
  • вспомогательное оборудование;
  • узлы и агрегаты;
  • основные материалы;
  • вспомогательные материалы;
  • сырье.

В производственных и оптовых торговых организациях применяется классификация изделий по товарным группам, сохранившаяся от прежней системы планового распределения. Так, промышленные товары подразделяются на: швейные, трикотажные, обувные, мебельные, строительные, электротовары и др. Применение такого рода классификаций унифицирует и упрощает учет, составление договорной и транспортно-сопроводительной документации.

Для торгово-предпринимательской деятельности первостепенное значение имеют общегосударственные классификации товаров.

Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (ред. от 10.11.2015) “О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)” принят Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации.

ОКВЭД 2 построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (редакция 2) – StatisticalclassificationofeconomicactivitiesintheEuropeanCommunity (NACE Rev.2) путем сохранения в ОКВЭД 2 (из NACE Rev.2) кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих группировок без изменения объемов понятий. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов экономической деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД 2 на уровне группировок с пяти- и шестизначными кодами.

В ОКВЭД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Кодовое обозначение для идентификации группировок видов экономической деятельности состоит из двух – шести цифровых знаков. Его структура может быть представлена в следующем виде:

XX класс

XX.X подкласс

XX.XX группа

XX.XX.X подгруппа

XX.XX.XX вид

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) с датой введения в действие 1 февраля 2014 года с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 года, с установлением переходного периода до 1 января 2017 года и последующей отменой Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93, Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002), Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН) ОК 002-93 и Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ОК 005-93.

Он входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации России. ОКП обеспечивает на основе системы цифрового кодирования сопоставимость и автоматизированную обработку информации о товарах во всех отраслях хозяйства и в статистике.

Поскольку ОКП ограничивается учетом лишь шести уровней различения видов товаров, он дополняется классификаторами, обеспечивающими более полный учет других характеристик изделий (до 12-14 уровней): моделей, фасонов, рецептур, расцветок и др. Такие дополнительные классификаторы составляются самими производственными и оптовыми торговыми организациями. При этом первые шесть знаков кода изделия должны воспроизводить коды из ОКП.

Практика свидетельствует о том, что во многих организациях классификационный учет товаров вообще не ведется. В стране отсутствует полная база данных о классификации товаров, производимых и реализуемых различными фирмами. Это существенно затрудняет поиск необходимых товаров и установление торговых связей, замедляет торговый оборот.

Важную роль играет Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), утвержденная Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54″Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза”

Классификатор ТН ВЭД построен в соответствии с приятой в мировой торговле Гармонизированной системой описания и кодирования товаров и Комбинированной номенклатурой Европейского союза. Он служит в качестве основы применения таможенных тарифов, статистики внешней торговли, осуществления мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Многие нормативные акты по вопросам внешней торговли содержат данные о товарах с использованием кодов ТН ВЭД. Вместе с тем эта классификация касается лишь импортируемых и экспортируемых товаров и, следовательно, охватывает лишь часть находящихся в обращении видов товаров.

Основными средствами, с помощью которых отличают товары и услуги одних лиц от товаров и услуг других лиц являются товарный знак и знак обслуживания.

В качестве товарных знаков и знаков обслуживания применяются словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации. Правовая охрана, а соответственно, и сама возможность использования товарных знаков возникает с момента их государственной регистрации. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя. После регистрации лицу выдается свидетельство на товарный знак или знак обслуживания

Наряду со знаками, зарегистрированными на отдельных лиц, применяются коллективные знаки. Коллективным знаком является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий.

Использованием товарного знака признается проставление его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, или на упаковке товаров владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. Использование возможно также в рекламе, печатных изданиях, на бланках организации, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках.

В последний период широкое распространение получил термин “брэнд”. Он обозначает известный на рынке товарный знак (знак обслуживания) или группу товарных знаков на изделия определенного изготовителя. В таком же значении употребляется понятие торговая марка. Эти понятия, несмотря на повсеместное применение, не закреплены законом.

Право на использование товарного знака может быть предоставлено его владельцем другому лицу по лицензионному договору. Договор регистрируется в федеральном ведомстве по интеллектуальной собственности и без такой регистрации признается недействительным. Лицензии бывают двух видов: исключительные и неисключительные. Исключительная (полная) лицензия запрещает владельцу переданного товарного знака его использование в пределах срока действия договора. Неисключительная (неполная) сохраняет за владельцем переданного товарного знака возможность самому его использовать.

Использование товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения на однородных товарах без разрешения правообладателя признается нарушением исключительных прав последнего. Незаконным использованием считается размещение чужого товарного знака или сходного обозначения на товарах, этикетках, упаковке этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, демонстрируются на выставках и ярмарках, хранятся или перевозятся для введения в оборот.

Незаконное использование чужого товарного знака и наименования места происхождения товара влечет установленную законом ответственность, включая уголовную.

В торговой практике нередко возникает необходимость выделения отдельных количеств (партий) товара из числа других идентичных или однородных товаров.

Так, ст. 458 ГК РФ предусматривает необходимость выделения товара в подтверждение его готовности к передаче покупателю. Такое выделение, обособление товара для целей договора производится путем нанесения специальной маркировки, отделения от других товаров контрольной лентой с ярлыком, хранения в отдельном помещении и др.

Любой товар имеет следующие характеристики:

  • качество;
  • ассортимент;
  • комплектность;
  • место происхождения.

Под качеством понимается совокупность потребительских свойств товара, проявляющаяся при его использовании. Качество товара определяется либо в договорах, либо в нормативно-правовых актах.

В розничной купле-продаже сведения о качестве должны быть доведены до покупателя.

Ассортимент – это перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку. Выделяют простой и сложный перечень товаров.

Ст. 467 ГК определяет следующий признаки ассортимента – модель, размер, цвет.

Комплектность товара — это наличие в нем всех необходимых составных частей (агрегатов, узлов, деталей и т. п.), т. е. совокупность многих вещей, характеризуемых общностью их функционального назначения.

Место происхождения товара определяется страной происхождения.