Организаторы торговли и организации, содействующие им.

Организаторы торговли и организации, содействующие им.

Основное назначение таких организаций состоит не в совершении сделок, а создании условий и возможности их совершения другим лицом.

  1. Товарная биржа – организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации биржевой торговой торговли, которая осуществляются в форме гласных и публичных биржевых торгов в заранее определенном месте, время и правилам.

В соответствии с ФЗ «О товарных биржах и биржевой торговле» биржи не вправе осуществлять деятельность непосредственно   связанную с биржевой торговлей. Цель создания биржи не собственно торговля, а ее реализация. Биржевая торговля осуществляется с помощью брокеров и маклеров.

Товарная биржа создается юридическим лццом и ИП числом не менее 10. У каждого учредителя не может быть более  10 % уставного капитала.

Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Она не является участницей сделок, совершаемых в ходе биржевой торговли, и не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам.

Из-за серьезных просчетов в правовом регулировании и организации деятельности товарные биржи в России не выполняют функции, свойственные биржам в мировой практике, и потому вообще не могут считаться биржами.

Достаточно сложным экономическим явлением с точки зрения правового регулирования являются товарные биржи как специфическая форма организации торговли. Их деятельность регулируется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 “О товарных биржах и биржевой торговле” и рядом других нормативных актов.

Биржевая сделка определена в Законе как зарегистрированный биржевой договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Это означает, что для признания сделки биржевой она должна обладать совокупностью определенных признаков:

  • предметом биржевой сделки должен быть биржевой товар;
  • она должна быть заключена между участниками биржевой торговли;
  • она должна быть заключена в ходе биржевых торгов и зарегистрирована на бирже.

Следовательно, познание специфики договорных отношений, возникающих на товарных биржах, предполагает выяснение ряда вопросов: что такое биржевой товар, какими признаками он обладает; кто может быть участником биржевой торговли; какие биржевые сделки можно совершать в ходе биржевой торговли.

Биржевой товар — это:

  • стандартный контракт на товар, например фьючерсные сделки;
  • не изъятый из оборота товар определенного рода и качества (заменимый, определяется не индивидуальными, а родовыми признаками, ему свойственны массовость, взаимозаменяемость); это дает возможность вести торговлю по образцам, эталонам, описаниям и сводить товар в биржевые единицы — лоты, т.е. партии однородного товара;
  • коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.

Согласно Закону о товарных биржах и биржевой торговле, биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.

Биржевая торговля представлена весьма разнообразными участниками, статус которых неодинаков и четко определен законодательством.

Главной фигурой на товарной бирже является биржевой посредник, который строит свои отношения с клиентами на основании соответствующего договора (с клиентом может быть заключен договор на брокерское обслуживание, договор о представительстве, договор поручения или комиссии, агентский договор, договор о совместной деятельности).

Юридическая природа биржевых сделок в целом та же, что и сделок, заключаемых вне товарных бирж. Их специфику можно свести к следующему:

  • биржевые сделки не бывают односторонними и во всех случаях имеют форму гражданско-правового договора;
  • заключаются сделки только на биржевых собраниях в ходе биржевых торгов; биржевое собрание представляет собой организованную встречу членов биржи, на которой выявляются спрос и предложение на биржевые товары и заключаются сделки между участниками собрания непосредственно или через посредников;
  • предметом сделки является биржевой товар;
  • биржевые сделки нельзя совершать от имени и за счет биржи;
  • введена обязательная регистрация биржевых сделок, порядок регистрации и оформление которых устанавливает биржа.

Закон о товарных биржах дает перечень наиболее типичных сделок, совершаемых на товарной бирже, и раскрывает их сущность. Всего выделено четыре вида биржевых сделок:

  • сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;
  • форвардные сделки по взаимной передаче прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки;
  • фьючерсные сделки по взаимной передаче прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;
  • опционные сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара.

Приведенный перечень видов сделок не является исчерпывающим, поскольку биржи могут предусмотреть совершение иных сделок в отношении биржевого товара, контрактов или прав.

Указанные в Законе сделки можно свести к двум группам: сделки, которые совершаются с реальным товаром, и сделки, заключаемые при отсутствии товара. Сделки первой группы характеризуются тем, что они могут быть исполнены сразу после их заключения и по фиксированным в них ценам. Сделки второй группы отличает своеобразие биржевого товара — это, прежде всего, стандартный контракт на поставку реального товара.

Биржевая практика, по подсчетам специалистов, постепенно развивается в сторону увеличения доли фьючерсных сделок и сокращения доли сделок на реальный товар. Преобладание фьючерсных сделок объясняется тем, что они заключаются не с целью покупки или продажи товара, а с целью страхования (хеджирования) сделок с наличным товаром во избежание потерь от изменения цен или получения в ходе перепродажи сделки разницы от возможного изменения цен.

Важно отметить, что фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле совершают юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предпринимателями только на основании лицензии. Правительство РФ Постановлением от 9 октября 1995 г. № 981 утвердило Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле. Данным Положением определяются условия и порядок выдачи, приостановления и аннулирования соответствующих лицензий. Эта функция возложена на Комиссию по товарным биржам при Министерстве Российской Федерации но антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

  1. Оптовая ярмарка не вправе торговать от своего имени. Их задача – создание условий для совершения торговых сделок с покупателями.

Достоинством ярмарок является заключение на них в сжатые сроки большого числа договоров, возможность выбора товаров по выставленным образцам, одновременного решения вопросов сбыта и снабжения. Ярмарки обеспечивают установление как прямых связей между изготовителями и потребителями товаров, так и отношений с участием посредников. Они служат пунктами, узлами, где концентрируется установление множества договорно-хозяйственных связей, причем в краткие сроки, обычно не более 20-30 дней. Сроки заключения договоров на оптовых ярмарках в 4-5 раз быстрее, чем в обычных условиях.

Значительные организационные достоинства ярмарок обусловили широкое их распространение. В дооктябрьской России ежегодно проводилось до 18 тыс. ярмарок. Наши крупнейшие ярмарки Нижегородская (Макарьевская), Ильинская, Ирбитская и др. по объемам продаж превосходили годовые обороты западных бирж, влияли на определение цен на соответствующие товары во всей Европе. В советский период ярмарки стали возрождаться в 70-е годы. Однако ярмарочная торговля была подчинена системе планового распределения товаров и ее организационные функции не могли проявляться.

В настоящее время в стране ежегодно проводится 1500-1600 ярмарок на различном уровне – от районных до всероссийских. Ярмарочно-выставочную деятельность организуют около 100 фирм, объединенных в Союз выставок и ярмарок СНГ. Вместе с тем полностью отсутствует законодательная база деятельности оптовых ярмарок, что сдерживает их развитие.

Мировой опыт свидетельствует о жизненности оптовых ярмарок. Так, в ФРГ ежегодно проводится более 100 международных и общегосударственных ярмарок, не считая ярмарок в отдельных землях. В России также требуется регулярное проведение ярмарок, которые эффективно позволяют сводить отечественных производителей и потребителей.

  1. Торгово-промышленные выставки – они служат для организации продажи изготавливаемых или впервые осваиваемых в производстве товаров по выставочным образцам. Они функционируют за счет взносов ее участников, входной платы посетителей и сдачи в аренду экспозиционной площади.

На выставках устанавливаются торгово-хозяйственные связи между изготовителями и различными покупателями, осуществляется рекламный показ изделий новых видов или с улучшенными свойствами для организации сбыта. Нормативная база организации торгово-промышленных выставок отсутствует.

  1. Торгово-промышленные палаты – НКО, образуемые на основе членства КО, НКО и ИП.

Особенности их правового положения определяются Законом РФ от 07.07.93 N 5340-1 “О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации”.

Согласно названному Закону  ТПП могут образовываться на территории одного или нескольких субъектов Федерации, но на одной территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата.

Целями деятельности ТПП являются содействие развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, всемерному развитию предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей с предпринимателями других стран. Торгово-промышленная палата РФ и ТПП в регионах страны выполняют значительную разнообразную работу, содействуя формированию национального товарного рынка.

  1. Коммерческие торги выступают организаторами оптового оборота. Самые общие правила осуществления торгов предусмотрены ст. 447-449 ГК РФ.

В качестве организаторов торгов могут выступать специализированные организации, действующие на основании договора с собственником товаров, либо непосредственно собственники продаваемых товаров. Торги осуществляются в форме конкурса или аукциона. Торги все более широко применяются не только в общеторговой практике, но и для реализации имущества в процессе приватизации, при процедуре банкротства и в других сферах.

 

  1. Рынок – имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продвижению товаров, работ, услуг на основе свободно определяемой  цены и имеющий в своем составе торговые места.

Законодатель различает следующие виды рынка:

  • Розничный рынок;
  • Универсальный рынок – менее 80 % мест предназначено для осуществления продаж товаров одного класса;
  • Специализированный рынок – на котором 80 % и более торговых мест предназначено для продажи товаров одного класса;
  • Сельскохозяйственный рынок – специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции;
  • Сельскохозяйственный кооперативный рынок – сельскохозяйственный рынок, в котором управляющей компанией является сельскохозяйственный потребительский кооператив.

 

Условия создания рынка:

  • Управляющей компанией могут быть только юридические лица,
  • Разрабатывается план организации рынка, который утверждается ОГВ,
  • Организаторы рынка должны иметь либо право собственности, либо право аренды на земельный участок или объект собственности, на котором расположен рынок,
  • Управляющая компания должна получить разрешение сроком не более 5 лет при соблюдении градостроительных, технических, санитарных, эпидемиологических и иных норм.

Оптовые продовольственные рынки выполняют все более значимую роль в организации торговой деятельности. Их задача состоит в создании условий для продажи сельскохозяйственных товаров фермерами и иными производителями для оптовых покупателей: магазинов, организаций общественного питания и др.

В отличие от ярмарок оптовые рынки работают постоянно, круглогодично. Они обычно создаются за чертой или на границе городов, чтобы облегчить завоз сельхозпродуктов из прилегающих районов и областей. Порядок и время проведения торгов определяются правилами, разрабатываемыми администрацией рынка. Администрация обязана создать условия для торговли и обеспечить контроль за качеством продуктов, соответствием их санитарным требованиям.

Правовое регулирование деятельности оптовых рынков отсутствует. Имеются лишь ведомственные акты: Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке, утвержденные приказом Минсельхозпрода России и Роскомторга от 01.12.94 N 292/95, и Временные правила торговли на оптовом продовольственном рынке национального значения, утвержденные Минсельхозпродом России 10.02.97. Отсутствие законодательной базы деятельности сдерживает процесс развития оптовых рынков и одновременно – самой торговли продуктами, производимыми сельскохозяйственными организациями.