Особенности разграничения финансовой компетенции между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

Особенности разграничения финансовой компетенции между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

Бюджетные полномочия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований – это принадлежащие им полномочия (компетенция) в лице соответствующих государственных органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах.

На каждом уровне бюджетные полномочия имеют свои особенности и различия по содержанию, порождают отношения, свойственные субъектам именно данного уровня.

Законодательство исходит из принципа равенства всех муниципальных образований в праве на самостоятельный местный бюджет, утверждаемый представительным органом местного самоуправления, в их правах на получение, распределение и самостоятельное использование бюджетных доходов.

Все государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность, но существует необходимость разграничения между ними полномочий в этой области.

При разграничении финансовой компетенции органов учитываются:

  • во-первых, необходимость соответствия полномочий упомянутых органов конституционным положениям о разграничении предметов ведения между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления (Правительство Российской Федерации, Правительства субъектов и городские администрации);
  • во-вторых, принцип разделения властей на законодательную и исполнительную, а также установленные организационно-правовые формы деятельности органов (Правительство Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации и др.).

Особенности разграничения финансовой компетенции между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями:

  1. полномочия, возникающие в указанной области общественных отношений, представляют собой неразрывное единство закрепленных законодательством бюджетных прав и обязанностей; неиспользование каким-либо государственным органом предоставленных ему прав фактически означает отказ от выполнения своих функций, переложение их на другие органы государства; бездействие государственного органа при осуществлении соответствующего круга предметов ведения может привести к сбою в функционировании всей бюджетной системы;
  2. бюджетные полномочия Российской Федерации и ее субъектов закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах;
  3. бюджетные полномочия государства или государственно-территориального образования реализуются ими через совершение властных действий нормоустановительного или распорядительного характера. В бюджетной деятельности каждый государственный орган располагает собственными властными полномочиями в решении вопросов, отнесенных к его ведению.