Понятие и классификация договоров.

Понятие и классификация договоров.

Договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ). Договор служит важнейшим регулирующим инструментом частного, а соответственно, и коммерческого права.

Договор – единственное правовое средство решения задачи удовлетворения ассортиментных запросов потребителей.

В зарубежном законодательстве договоры классифицируются как торговые по содержанию обязательства, предусматривающего возмездное отчуждение товара (Франция, Испания), либо по признаку заключения его коммерсантом (Германия, Япония).

Выделяют следующие признаки торгового договора:

1) предмет – только движимые вещи, т.е. присутствует  связь с торговым оборотом, процессом продвижения товаров от изготовителей к потребителям;

2) возмездный характер;

3) систематизация деятельности;

4) одна из сторон – всегда предприниматель;

Классификация договоров:

  1. Реализационные – договоры, оформляющие отношения по возмездной реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд. Они образуют ядро торгового оборота. К числу реализационных относятся договоры оптовой купли-продажи, поставки товаров, контрактации сельскохозяйственной продукции, поставки товаров для государственных нужд. В группу реализационных входит договор мены товаров, связанной с предпринимательской деятельностью. Сюда же следует отнести и такой договор, предусмотренный ст. 882 ГК РФ, как товарный кредит. Он включен в главу о кредитовании, хотя фактически предусматривает продажу с условием оплаты стоимости товара в будущем.
  2. Вторую самостоятельную группу составляют посреднические договоры. По классификации ГК РФ они в основном являются договорами на возмездное оказание услуг. В сфере торговли содержанием таких договоров служит совершение обязанным лицом действий по поводу товара в интересах какого-либо участника торгового оборота. К данной группе относятся договоры комиссии, в том числе внешнеторговой комиссии (консигнации), коммерческого поручения. В круг посреднических входят также договоры торгового агентирования, которые широко применяются в зарубежной практике и постепенно получают распространение в России, и ряд других.
  3. Третью группу составляют договоры, содействующие торговле. Развитие торгового оборота привело к видоизменению прежних и появлению новых видов таких договоров. Некоторые из них используются преимущественно в коммерции, другие имеют как торговое, так и общегражданское применение.

Таковы договоры на:

  • проведение маркетинговых исследований;
  • создание рекламной продукции;
  • распространение рекламы;
  • предоставление коммерческой информации.

К данной группе можно также отнести договоры коммерческой концессии, хранения товаров, страхования товаров и коммерческих рисков, перевозки грузов, транспортной экспедиции и ряд других.

Среди рассматриваемых договоров важно различать договоры на оказание услуг и на выполнение работ. Основной отличительный признак – договоры на выполнение работ всегда имеют результатом создание определенного материального или идеального продукта. Созданный продукт может быть предметом последующих продаж. Что касается договоров на услуги, то они предусматривают совершение должником определенных действий в пользу кредитора. Само совершение действий (хранение, перевозка, агентирование и т.п.) является желаемым благом и создает исполнение договора. Требования к договорам на работы и услуги весьма различны.

  1. Четвертая группа –  организационные договоры. В данную группу, в частности, входят:
  • договоры о взаимосвязанной деятельности по снабжению или сбыту товаров;
  • договоры органов исполнительной власти о межрегиональных поставках товаров;
  • договоры органов власти и местного самоуправления с коммерческими организациями по вопросам производства и торговли и др.