Понятие и структура хозяйственных связей.

Понятие и структура хозяйственных связей.

В процессе обмена материальными ресурсами между поставщиками и потребителями продукции возникают определенные хозяйственные связи. Они представляют собой совокупность организационных, экономических и правовых взаимоотношений, возникающих между потребителями и поставщиками сырья, материалов, топлива и т.п. Рациональная структура хозяйственных связей в значительной, а иногда и в решающей мере определяет эффективность производства.

Содержание хозяйственных связей образует материальные (имущественные) и организационные действия предприятий по реализации продукции, оказанию услуг, выполнению работ. В их рамках происходит взаимный обмен результатами производственно-хозяйственной деятельности организаций.

Система хозяйственных связей включает такие рычаги экономического воздействия торговли на производство, как заявки на потребность и производство товаров, заказы на производство и поставку, договоры поставки.

Систему хозяйственных связей по характеру и последовательности взаимодействия промышленности и торговли можно условно разделить на три этапа: подготовительный, документального оформления, исполнения (функционирования).

Хозяйственные связи различаются по своей структуре, числу участников, сроком действия, ведомственной подчиненности, нормативной типизации.

  • По своей структуре хозяйственные связи могут быть:
  • простые;
  • сложные.

При простой структуре договоры заключаются непосредственно между предприятиями-изготовителями товаров и различными торговыми предприятиями и организациями. Так заключаются договоры на многие продовольственные товары, физико-химические свойства которых требуют реализации товаров в свежем виде (хлеб, хлебобулочные изделия и молочные продукты, безалкогольные напитки и др.).

Для сложной структуры характерно участие в хозяйственных связях одного или нескольких посредников оптовых баз.

  • По количеству посредников различают связи:
  • одно-
  • двух-
  • многозвенные.

При участии в хозяйственных связях одного или нескольких посредников снижается оперативность планирования производства и торговли, эффективность воздействия ее на промышленность по выпуску товаров в соответствие со спросом населения, удорожается процесс товародвижения, замедляется оборачиваемость товаров.

  • По числу участников договорных отношений хозяйственные связи подразделяются на:
  • прямые;
  • опосредованные.

Под прямыми связями подразумеваются взаимоотношения двух участников договоров: предприятий-изготовителей или производственных объединений непосредственно с розничными организациями и предприятиями.

Опосредованными называются хозяйственные связи, в которых принимают участие три и более участников, в том числе оптовые предприятия и организации.

  • По срокам действия заключенных договоров и соглашений различают хозяйственные связи:
  • контрактные (до одного года);
  • длительные (пять, десять и более лет).

Длительные хозяйственные связи рассчитаны на  время действия перспективных планов экономического и социального развития страны и устанавливаются между предприятиями-изготовителями товаров и оптовыми торговыми предприятиями.

  • По ведомственной подчиненности участников различают хозяйственные связи:
  • межсистемные;
  • внутрисистемные.

 

  • Также хозяйственные связи подразделяются на:
  • нормативно-типизированные;
  • нетипизированные.

К первой группе относятся те имущественные связи, юридическая модель которых предусмотрена  в законодательстве в виде определенного обязательства (договорного или недоговорного). Понятием нетипизированных охватываются хозяйственные связи, модель которых законодательно не закреплена.

  • По юридическим основаниям возникновения хозяйственные связи подразделяются на:
  • договорные;
  • недоговорные.

Вместе с тем сохраняется, хотя и достаточно узкая, сфера обязательного заключения договоров. Так, ст. 426 ГК РФ предусматривает обязательность заключения публичных договоров предпринимательскими организациями, образованными для осуществления хозяйственных взаимоотношений с неограниченным кругом потребителей. Такой характер деятельности организации подтверждается уставом либо лицензией. Отвечающая этим условиям организация должна заключить договор с каждым, кто обратится с требованием об этом.

Важное значение для организации торговых отношений имеет предусмотренная законом обязанность стороны по предварительному договору заключить по требованию контрагента основной договор (ст. 429 ГК РФ), договору присоединения (ст. 428 ГК РФ).

Статьей 445 ГК РФ определяется порядок заключения таких договоров, а также предусматривается возможность определения их условий в судебном порядке. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, заключение которого для нее обязательно, может быть принуждена к его заключению судом. На ней также лежит обязанность возместить убытки, причиненные другой стороне.