Понятие коммерческого права.

Понятие коммерческого права.

В России обучение коммерческому праву велось уже с середины XIXв. Эта мера резко усилила внимание правовой науки и образования к вопросам правового регулирования торгового оборота, способствовала расширению подготовки юридических кадров для этой сферы экономики.

Коммерческое право представляет собой специфическую подотрасль гражданского права, состоящую из общей и специальных норм гражданского права и регулирующую отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Однако такое понимание воспринимается не всеми учеными. Так, например, Пугинский понимает коммерческое право в узком смысле, как совокупность гражданско-правовых норм, регламентирующих только товарное обращение.

Commercium (лат.) – это торговля.

Понятие «коммерция»  традиционно трактуется в двух смыслах:

  1. В широком смысле – как предпринимательская деятельность в целом,
  2. В узком смысле – торговля и торгово-посредническая деятельность.

Такая традиция берет начало со времен римского частного права, где различалось право быть субъектом коммерческой деятельности и общая правоспособность.

Эта традиция сохранилась в Западной Европе, где частное право противопоставляется публичному, а коммерческое право формируется как особое право, регулирующее торговые отношения. Поэтому  в литературе часто используется термин торговое право как синоним коммерческого права.

Если в странах с дуалистической системой права были объективные условия для обособления коммерческого права, как самостоятельной отрасли права, то в России таких предпосылок не сложилось. Но это не препятствует полноценному осуществлению субъектами предпринимательской деятельности. Поскольку коммерсанты реализуют свои частные интересы путем совершения самостоятельных инициативных действий на свой страх и риск с целью получения прибыли и под свою имущественную ответственность можно говорить о том, что коммерческое право является частью  гражданского права.

Для регулирования подобных отношений применяются частно-правовые методы диспозитивного регулирования.

В качестве отличительных признаков отрасли коммерческого права традиционно выделяют:

  • большую гибкость,
  • приспосабливаемость к изменяющимся условиям и потребностям торговой деятельности,
  • более полный учет обычаев торгового (делового) оборота,
  • требование беспрепятственности совершения сделок,
  • презумпцию возмездности сделок,
  • более строгие условия ответственности (ответственность без вины).

Наряду с этим особый состав участников регулируемой деятельности, собственный предмет регулирования и другие признаки выделяют коммерческое право в самостоятельную правовую отрасль.

В применении термина допускаются массовые ошибки. Прежде всего, распространено смешение коммерции и предпринимательства. Коммерцией зачастую называют всякое предпринимательство. Говорят о коммерческих банках, коммерческих поликлиниках, коммерческих учебных заведениях и т.п. Эта неточность коренится в новом ГК РФ. Так, ст. 50 ГК РФ предлагает разделять все организации на коммерческие и некоммерческие, т.е. торгующие либо неторгующие.

Классификация юридических лиц по ГК РФ противоречит ст. 34 Конституции РФ, которая говорит о праве граждан заниматься предпринимательской деятельностью. В самом ГК РФ, в ст. 2, достаточно ясно пишется, что предпринимательство есть любая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Предпринимательство гораздо шире коммерции, поскольку прибыль можно получать от выполнения работ, оказания услуг, от доходов на имущество, а не только от продажи товаров.

Поэтому, когда в гл. 4 ГК РФ все предпринимательские организации были названы коммерческими, подобное решение нельзя назвать приемлемым.

Понятие коммерческого права.

В России обучение коммерческому праву велось уже с середины XIXв. Эта мера резко усилила внимание правовой науки и образования к вопросам правового регулирования торгового оборота, способствовала расширению подготовки юридических кадров для этой сферы экономики.

Коммерческое право представляет собой специфическую подотрасль гражданского права, состоящую из общей и специальных норм гражданского права и регулирующую отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Однако такое понимание воспринимается не всеми учеными. Так, например, Пугинский понимает коммерческое право в узком смысле, как совокупность гражданско-правовых норм, регламентирующих только товарное обращение.

Commercium (лат.) – это торговля.

Понятие «коммерция»  традиционно трактуется в двух смыслах:

  1. В широком смысле – как предпринимательская деятельность в целом,
  2. В узком смысле – торговля и торгово-посредническая деятельность.

Такая традиция берет начало со времен римского частного права, где различалось право быть субъектом коммерческой деятельности и общая правоспособность.

Эта традиция сохранилась в Западной Европе, где частное право противопоставляется публичному, а коммерческое право формируется как особое право, регулирующее торговые отношения. Поэтому  в литературе часто используется термин торговое право как синоним коммерческого права.

Если в странах с дуалистической системой права были объективные условия для обособления коммерческого права, как самостоятельной отрасли права, то в России таких предпосылок не сложилось. Но это не препятствует полноценному осуществлению субъектами предпринимательской деятельности. Поскольку коммерсанты реализуют свои частные интересы путем совершения самостоятельных инициативных действий на свой страх и риск с целью получения прибыли и под свою имущественную ответственность можно говорить о том, что коммерческое право является частью  гражданского права.

Для регулирования подобных отношений применяются частно-правовые методы диспозитивного регулирования.

В качестве отличительных признаков отрасли коммерческого права традиционно выделяют:

  • большую гибкость,
  • приспосабливаемость к изменяющимся условиям и потребностям торговой деятельности,
  • более полный учет обычаев торгового (делового) оборота,
  • требование беспрепятственности совершения сделок,
  • презумпцию возмездности сделок,
  • более строгие условия ответственности (ответственность без вины).

Наряду с этим особый состав участников регулируемой деятельности, собственный предмет регулирования и другие признаки выделяют коммерческое право в самостоятельную правовую отрасль.

В применении термина допускаются массовые ошибки. Прежде всего, распространено смешение коммерции и предпринимательства. Коммерцией зачастую называют всякое предпринимательство. Говорят о коммерческих банках, коммерческих поликлиниках, коммерческих учебных заведениях и т.п. Эта неточность коренится в новом ГК РФ. Так, ст. 50 ГК РФ предлагает разделять все организации на коммерческие и некоммерческие, т.е. торгующие либо неторгующие.

Классификация юридических лиц по ГК РФ противоречит ст. 34 Конституции РФ, которая говорит о праве граждан заниматься предпринимательской деятельностью. В самом ГК РФ, в ст. 2, достаточно ясно пишется, что предпринимательство есть любая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Предпринимательство гораздо шире коммерции, поскольку прибыль можно получать от выполнения работ, оказания услуг, от доходов на имущество, а не только от продажи товаров.

Поэтому, когда в гл. 4 ГК РФ все предпринимательские организации были названы коммерческими, подобное решение нельзя назвать приемлемым.