Понятие условий торговых договоров. Предмет договора.

Понятие условий торговых договоров. Предмет договора.

В любом договоре можно выделить два вида условий: подразумеваемые  и прямые (вырабатываемые самими сторонами).

Подразумеваемые условия входят в договор из закона, иных правовых актов и обычаев делового оборота. Подразумеваемые условия не записываются в текст договора, ибо они и так обязательны для сторон. Они становятся обязательными для участников договора в силу самого факта заключения договора. Обязательными всегда являются относящиеся к данному виду договора императивные положения закона и иных правовых актов. Такими являются и диспозитивные правила, если стороны намеренно или по недосмотру не выработали собственную формулировку соответствующего условия.

Однако более важна вторая группа условий – прямые, которые вырабатываются самими сторонами.

Для торговых договоров, как и любых других, существенным является условие о предмете. В российском законодательстве содержание предмета купли-продажи впервые предусмотрено ст. 455 ГК РФ. Условие о предмете считается согласованным, если из него можно определить наименование и количество товара.

Наименование товара – словесное обозначение, характеристика товара, отличающая его от других аналогичных.

В отношении количества коммерческая практика признает допустимым как конкретное указание числа единиц, метров или массы товара, так и установление в договоре не собственно количества, а порядка определения количества товара. Например, стороны указывают, что продавец обязуется передать количество сахара, которое удастся закупить на полученные от покупателя деньги по цене, которая сложится на момент закупки. Возможность подобного косвенного определения количества закреплена в ст. 465 ГК РФ, а для внешнеторговых контактов – в п. 14 Венской конвенции 1980 г.

В торговых отношениях часто встречается примерное определение количества товара путем указания минимального и максимального пределов. Разновидностью установления верхнего и нижнего пределов являются предусматриваемые допустимые отклонения. Они устанавливаются при массовых поставках товаров и предполагают, что договор выполнен надлежащим образом, если отступление не превышает допустимого процента. Согласно обычаям международной торговли, если количество товара указано со словами “около” или “приблизительно”, то допустимая разница при поставке может составлять плюс-минус 10 процентов.

Количество продаваемого товара может дробиться на отдельные партии с отгрузкой в частные сроки (сроки для отгрузки частей от общего количества). Когда в договоре определены партии, то они также рассматриваются как предмет, но уже для соответствующего периода.

Размеры отдельных партий могут быть одинаковыми, однако могут определяться в несовпадающих количествах. Необходимость различного размера партий может диктоваться неодинаковым спросом на товар в разных сезонах, колебаниями объемов производства в течение года в связи с остановкой оборудования на профилактический ремонт или массовыми летними отпусками рабочих. Указанные обстоятельства надлежит учитывать на стадии заключения договора.

При реализации товаров с ограниченными сроками годности, прежде всего скоропортящихся товаров, приходится использовать сложные конструкции условия о количестве. В договоре согласовывается минимальный объем поставок на год с распределением по месяцам. При этом предусматривается, что отгрузка производится в соответствии с заявками покупателя (получателей): суточными, пятидневными или иными. Общее количество поставленного товара подсчитывается по окончании месяца. Такой порядок позволяет планировать необходимый минимум производства и продаж и вместе с тем оперативно изменять количество с учетом колебаний спроса. Так определяется количество отгружаемых организациям розничной торговли молочных, хлебобулочных, мясных, рыбных и иных подобных товаров.

Непосредственно с предметом связан такой показатель, как ассортимент (или, что одно и то же, – номенклатура) товаров – группа товаров, связанных между собой в силу схожести сферы их применения, либо в рамках  одного диапазона цен. Т.е. это набор товаров, объединенных по одному или совокупности признаков.

Принято различать групповой и развернутый ассортимент. Групповой ассортимент обозначает в укрупненных показателях виды товара: обувь мужская, автомобили легковые. Под развернутым ассортиментом понимаются конкретные марки, модели, рецепты, фасоны, размеры товара. Изделие может переводиться в самостоятельную ассортиментную позицию в результате указания сторонами в договоре любого признака, выделяющего товар из товаров данного вида. Это может быть показатель, касающийся цвета, рисунка, порядка упаковки, расфасовки и т.п. При большом числе ассортиментных позиций они указываются в спецификации, оформляемой как часть договора.

Если изделие выделено в отдельную ассортиментную позицию, то покупатель заинтересован в передаче ему именно такого товара. Статья 512 ГК РФ предусматривает, что в поставочных отношениях замена изделий одного ассортимента другими допускается с предварительного письменного согласия покупателя, даваемого до отгрузки заменяющего товара. При несоблюдении этого правила, поставщик несет ответственность за неисполнение обязательства, даже если покупатель принял и оплатил товар другого ассортимента.

Для договора купли-продажи ст. 468 ГК РФ иначе решает вопросы изменения ассортимента. (Это одно из многочисленных и ничем не обусловленных расхождений общих положений о купле-продаже и норм о поставке, создающих “специфику” договора поставки). Согласно названной норме покупатель вправе отказаться от принятия доставленных продавцом товаров незаказанного ассортимента и потребовать их замены. Однако если покупатель в разумный срок не сообщит об отказе от товаров ненадлежащего ассортимента, то он не может требовать их замены и договор признается выполненным. Такой порядок сопряжен с большим риском для продавца, поэтому целесообразно по аналогии предусматривать в договорах процедуру изменения ассортимента, установленную для отношений по поставкам.

При колебаниях спроса и сложности установления ассортимента на длительные сроки возможно определение ассортимента лишь на ближайшие периоды: квартал или полугодие. В таких случаях, в особенности при заключении договоров на несколько лет, в них следует определять порядок согласования ассортимента на каждый отдельный период. Важно конкретно указывать, кто и в какие сроки высылает проект спецификации на следующие периоды, в какой срок могут заявляться разногласия и как они урегулируются. Когда договор определяет ассортимент на год или на ряд лет, то в нем может предусматриваться противоположное условие, а именно право покупателя уточнять согласованный ассортимент, например, внося предложение об этом за 30 дней до начала каждого квартала.