Правовое регулирование бюджетных расходов. Принципы расходования.

Правовое регулирование бюджетных расходов. Принципы расходования.

Правовое регулирование расходов бюджета – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с формированием расходной части бюджетов.

Под расходами бюджета понимаются средства, выделяемые на безвозвратной основе в пределах утвержденного бюджета. Расходы бюджета зависят от метода бюджетной деятельности, посредством которого осуществляется распределение бюджета. Такими методами выступают:

  1. бюджетное финансирование – безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета
  2. бюджетное кредитование – возвратное предоставление денежных средств из бюджета
  3. погашение долговых обязательств бюджета.

Среди капитальных расходов бюджетов выделяются:

  1. расходы, предназначенные для инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности   Российской   Федерации,   государственной   собственности субъектов Федерации  и  муниципальной собственности  в форме капитальных вложений  в основные   средства   государственных   (муниципальных)   учреждений   и   государственных (муниципальных)     унитарных     предприятий;     предусматриваются     в     соответствии     с долгосрочными    целевыми    программами,    а    также    нормативными    правовыми    актами соответственно   Правительства   Российской   Федерации,   высшего   исполнительного   органа государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации,  местной администрации либо в установленном    указанными    органами    порядке    решениями    главных    распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов;
  2. средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам; могут предоставляться     только    за     счет    средств     целевых    иностранных     кредитов (заимствований),  в  случае  реструктуризации  обязательств  (задолженности)   юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам.

Таким образом, именно капитальные расходы способствует созданию и расширению социально-экономической инфраструктуры.

 

Бюджетные расходы делятся по территориальному признаку в соответствии с бюджетным устройством РФ. Распределение расходов между уровнями бюджетной системы строится на определенных принципах. Н.И. Химичева называет в числе этих принципов:

  1. соответствие состава расходов компетенции органов власти Российской Федерации, ее субъектов или органов местного самоуправления (по принадлежности);
  2. учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета;
  3. учет значения мероприятий, учреждений, масштабов и последствий их влияния на развитие общества, в связи с чем они могут быть включены в вышестоящий бюджет.

Данный перечень принципов необходимо дополнить принципами бюджетной системы РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ:

  1. принцип единства бюджетной  системы  Российской  Федерации, основу которого составляет единство бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления  и  исполнения  расходных обязательств,  осуществления  расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  2. принцип сбалансированности   бюджета.   При   формировании   расходной   части бюджета концептуально закладывается принцип сбалансированного бюджета. Соблюдение этого принципа требует тщательного рассмотрения планируемых расходов на предмет их эффективности, приоритетности, экономической целесообразности;
  3. принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Он означает, что   участники   бюджетного   процесса    в   рамках   установленных   бюджетных полномочий   должны   исходить   из   необходимости   достижения   заданных   результатов   с использованием   наименьшего  объема  средств  или  достижения  наилучшего  результата  с использованием определенного бюджетом объема средств;
  4. принцип общего  (совокупного)  покрытия  расходов бюджетов.  Данный  принцип означает, что расходы бюджета не могут быть связаны с определенными доходами бюджета (за исключением установленных законом (решением) о бюджете особых условий);
  5. принцип прозрачности   (открытости)   означает   обязательное   опубликование   в средствах  массовой   информации  утвержденных  бюджетов  и  отчетов  об  их  исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;
  6. принцип достоверности   бюджета   означает   реалистичность   расчета   доходов   и расходов бюджета;
  7. принцип адресности   и   целевого  характера   бюджетных  средств  означает,   что бюджетные средства доводятся до получателей бюджетных средств с указанием  цели их (средств) использования;
  8. принцип подведомственности   расходов   бюджетов   означает,   что   получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные средства только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся;
  9. принцип единства кассы означает, что все кассовые поступления зачисляются и все кассовые выплаты производятся с единого счета бюджета.