Правовое регулирование и понятие государственных доходов. Отличие государственных доходов от доходов бюджетов.

Тема 3. Правовое регулирование и понятие государственных доходов. Отличие государственных доходов от доходов бюджетов.

Государственные доходы — часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.

В состав государственных доходов входят:

  • доходы от фискальных монополий;
  • налоги и сборы;
  • доходы от использования имущества;
  • доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды — в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в местные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Доходы государства могут носить налоговый и неналоговый характер.

Источники государственных доходов подразделяют на две группы:

  1. внутренние — национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций;
  2. внешние — национальный доход, а в исключительных случаях — и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

Ключевые слова: государственный, доход, источники, национальный, налоги, сборы.

 

 

Тема 4. Публичная финансовая деятельность: понятие, роль и методы. Правовые основы и принципы бюджетного устройства.

Финансовая деятельность государства – осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Принципы финансовой деятельности: федерализм, законность, гласность, плановость.

Методы публичной финансовой деятельности:

  1. методы собирания денежных средств (налоговый метод и метод добровольных взносов – покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки)
  2. методы распределения и использования денежных средств (методы финансирования (безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств) и кредитования (выделение денежных средств на условиях платности и возвратности.)).

Органы управления финансами:

  1. органы общей компетенции (Федеральное собрание РФ и Правительство РФ)
  2. органы спец. Компетенции (Минфин РФ, Счетная палата, ЦБ РФ, ФТС РФ, Федеральное казначейство, ФНС РФ, ФС финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство – организационные принципы построения бюджетной системы, структура бюджетной системы и взаимосвязь бюджетов, т. е. межбюджетные отношения.

Бюджетное устройство включает:

  • структуру бюджетной системы;
  • принципы функционирования;
  • бюджетную классификацию.

Структура бюджета:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов РФ;
  • местные бюджеты.

Принципы бюджетного устройства:

  1. единство бюджетной системы РФ;
  2. разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
  3. самостоятельность бюджетов;
  4. равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
  5. полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  6. сбалансированность бюджета;
  7. результативность и эффективность использования бюджетных средств;
  8. общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
  9. прозрачность (открытость);
  10. достоверность бюджета;
  11. адресность и целевой характер бюджетных средств;
  12. подведомственность расходов бюджетов;
  13. единство кассы.