Правовой статус налоговых органов.

Правовой статус налоговых органов.

Согласно п. 1 ст. 30 Налоговый кодекс Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему.
Эта система обеспечивает контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

В указанную систему входят:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов
  • его территориальные органы.

Федеральная Налоговая Служба России находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о Федеральной налоговой службе.

Основополагающие вопросы правового статуса налоговых органов установлены Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 года № 943-1, Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами.

В случае возникновения коллизий в правовом регулировании статуса налоговых органов приоритет имеют нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации (статьи 72 и 76) и Налогового Кодекса Российской Федерации (статьи 1, 6, 12, 14, 15, 17) субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, входящие в состав законодательства о налогах и сборах.

Элементы правового статуса единой системы налоговых органов, которые установлены региональными и муниципальными актами, подлежат реализации соответствующими территориальными подразделениями Федеральной Налоговой Службы России, но согласно статье 3 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» только при соблюдении региональными нормотворцами двух условий:

  • нормативные правовые акты территориального уровня должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
  • они должны содержать регулятивные нормы по вопросам налогов и сборов.