Прокуратура в Российской империи.

Тема 7. Прокуратура в Российской империи.

Прокуратура в Российской империи учреждена Указом Петра 1 от 12 января 1722г. Дата 12 января Указом Президента РФ от 29.12.95 г. № 1329 провозглашена «Днем работника прокуратуры Российской Федерации». Прокуратура учреждалась с целью осуществления гласного контроля (надзора) за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти.

Учреждение прокуратуры в России и наделение ее контрольно-надзорными функциями вызвало к жизни систему специальных правовых норм, регулирующих общественные отношения в этой сфере деятельности

Важную роль в правовом регулировании деятельности прокуратуры сыграл Указ Петра 1 от 27 апреля 1722 г. «О должности Генералпрокурора», в соответствии с которым Генерал-прокурор, названный «оком государевым» и «стряпчим о делах государственных», осуществлял надзор за тем, чтобы высший государственный орган страны — Сенат, действовал в строгом соответствии с регламентами и императорскими указами. Генерал-прокурор был вправе предлагать сенату принимать решения по вопросам, неурегулированным правом, т.е. наделялся определенными полномочиями и в сфере правотворчества. Ему подчинялись обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и провинций. Сам же Генерал-прокурор подчинялся только императору.

Прокуроры осуществляли также надзор за законностью в деятельности других государственных органов. Они вели наблюдение за интересами казны, осуществляли надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных. Прокуроры были наделены правом опротестования незаконных решений государственных органов, вносить предложения по устранению иных нарушений законов.

Прокуратура в России учреждалась как надзорный орган и строилась как единая система на основах принципа централизации. Прокуроры преимущественно осуществляли надзор за законностью в деятельности государственных органов, должностных лиц, издаваемых ими правовых актов.

После смерти Петра I прокуратура фактически бездействовала, в особенности в период царствования Анны Ивановны, т.е. по существу была ликвидирована. Она была восстановлена Указом императрицы Елизаветы Петровны от 12 декабря 1741 г. и наделена теми же правами, которые имела в период царствования Петра I. Полностью же прокуратура сформировалась, как орган надзорного типа при Екатерине П. В значительной мере был усилен прокурорский надзор за законностью в деятельности местных (губернских) органов власти. В этом большую роль сыграло принятое в 1775 г. «Учреждение о губерниях», закреплявшее задачи и полномочия губернских прокуроров.

На губернских прокуроров и подчиненных им прокуроров возлагались, в частности, такие задачи: сохранение «целости власти, установлений и интересов императорского величества»; наблюдение за тем, «чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал»; истребление «повсюду вредных взяток»; вести надзор за законностью в деятельности губернских и уездных органов, в том числе и судов, проверять соответствие законам принимаемых ими решений.

В судах прокуроры были обязаны охранять интересы «лиц беспомощных», таких как: глухонемые, несовершеннолетние и другие. И что особенно важно — на прокуроров возлагалось предупреждение нарушений законов, принятие мер по пресечению нарушений, опротестование незаконных правовых актов.

В период царствования Павла 1 прокурорский надзор был существенно ослаблен, штаты органов прокуратуры сокращены как в центре, так и на местах. Однако прокуратура продолжала оставаться активно действующим государственным надзорным органом.

С созданием в 1802 г. Министерства юстиции Министр юстиции одновременно стал занимать должность Генерал-прокурора, а губернские прокуратуры стали входить в состав органов юстиции на местах. В 1862 г. Государственный Совет принял «Основные положения о прокуратуре», в которых весьма четко определялось назначение прокуратуры – наблюдение за точным и единообразным исполнение законов в Российской империи. Этим основополагающим актом закреплялись принципы организации и деятельности прокуратуры: единство и централизация органов прокурорского надзора, строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим, несменяемость прокуроров, их независимость от местных органов при принятии решений. Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались от должности императором, нижестоящие прокуроры — Генерал-прокурором Российской империи.

С принятием судебных уставов в 1864 г. прокуратура из органа надзорного типа была трансформирована в основном в орган уголовного преследования. Однако было бы ошибочным утверждать, что деятельность прокуратуры сводилась только к поддержанию обвинения в судах, а сама она была лишь структурным подразделением Министерства юстиции и его органов на местах. Закон подчинял прокурору полицейское дознание, возлагал на него обязанность вести наблюдение за производством предварительного следствия, в котором сочетались руководство действиями судебного следствия и надзор за законностью его действий и решений. Так, по Уставу, уголовного судопроизводства прокуроры могли присутствовать при всех следственных действиях, давать указания следователю, требовать дополнительного расследования. По окончании предварительного следствия прокурор давал заключение о предании обвиняемого суду, излагая его в форме обвинительного акта.

Хотя прокуроры и состояли при судах, но были им не подконтрольны. Наоборот, прокурор наблюдал за соблюдением судами правил их устройства и делопроизводства, участвовал в рассмотрении дисциплинарных дел судебных работников и опротестовывал незаконные решения по ним, направлял свои характеристики на судей министру юстиции. При рассмотрении судами уголовных дел прокуроры выступали полноправными участниками судебного процесса, приносили кассационные и апелляционные протесты на незаконные и необоснованные решения судов, осуществляли надзор за исполнением приговоров, за соблюдением законности в местах отбывания наказаний, назначенных судами. При рассмотрении судами гражданских дел прокуратура выполняла лишь законоохранную функцию.

В таком виде и в основном с такими функциями прокуратура просуществовала до 1917 г., т.е. до смены в России революционным путем общественной формации, когда ее вообще упразднили Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 г. «О суде».