Реализационные договоры.

Реализационные договоры. 

В ст. 39 Налогового кодекса РФ реализацией товаров организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе права собственности на товары, в том числе обмен товарами.

Выделяют два фактора, радикальным образом воздействующих на обязательственные отношения в торговле. Это определение сущности оптовой торговли и учет требований защиты интересов потребителей.

Оптовая торговля – это торговля товарами с последующей перепродажей или профессиональным использованием.

Оптовой торговлей (в специальном значении) предлагается считать деятельность по продвижению товаров на возмездной основе от изготовителей и оптовых посредников в организации розничной торговли для последующей продажи населению.

Оптовая торговля представляет собой отрасль экономики и вид коммерческой деятельности обеспечения прав граждан и выражается в усилении законодательной защиты интересов граждан-потребителей. Этим целям служит Закон РФ от 07.02.92 N 2300-1 “О защите прав потребителей”, положения § 2 гл. 30 ГК РФ и ряд других федеральных законов. В данном отношении достаточно сравнить прежний и новый КоАП, в котором почти в 5 раз увеличилось число норм об административной ответственности за нарушения прав потребителей

По договору оптовой купли-продажи продавец обязуется в согласованный срок (или сроки) передать в собственность покупателю вещи (товары), предназначенные для продажи населению в соответствии с требованиями такой продажи, а покупатель принять вещи и оплатить их стоимость

Его первичными отличительными признаками будут:

  • определенная сфера применения – оптовая торговля;
  • специальный субъектный состав участников;
  • целевая предназначенность реализуемых товаров – поступление в розничную торговую сеть для последующей продажи населению.

Можно назвать следующие задачи, решению которых предназначен договор оптовой купли-продажи:

  • обеспечение ритмичного и бесперебойного поступления товаров в розничную торговую сеть;
  • обеспечение наличия ассортимента товаров, максимально удовлетворяющего интересы покупателей, постоянное обновление и улучшение ассортимента;
  • поступление в магазины товаров высокого качества, безопасных для жизни и здоровья граждан;
  • поступление товаров в упаковке и расфасовке, удобных для пользования и хранения;
  • обеспечение полноты информации для покупателей о характеристиках товара, порядке пользования и хранения, сроках годности и др.;
  • обеспечение для покупателей возможности замены товара, его гарантийного ремонта и сервисного обслуживания и иные.

Когда приобретаемые товары не предназначены для продвижения в розничную торговую сеть, у сторон уже нет необходимости заключать договор оптовой купли-продажи. Свои отношения они могут оформить договором поставки или договором купли-продажи для предпринимательских (хозяйственных) целей.

Согласно ст. 506 ГК РФ в качестве поставщика может выступать лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и производящее или закупающее реализуемые им товары. Предметом договора поставки ст. 506 ГК РФ называет товары.

Гражданский кодекс сохранил такой особый вид реализационных договоров, как договор контрактации сельскохозяйственной продукции. Он имеет значительную специфику.

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю – лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Одной из сторон в договоре всегда должна быть организация или фермер (он признается индивидуальным предпринимателем), сами производящие продукцию. Заключенный договор контрактации служит основанием для осуществления хозяйством деятельности по выращиванию или производству продукции. Другой стороной выступает организация-заготовитель, закупающая продукцию для переработки или продажи. Заготовительные функции выполняют различные организации: кооперативы, элеваторы, молокозаводы и др.

Предметом контрактации служит только сельскохозяйственная продукция в сыром виде или прошедшая необходимую первичную обработку: сушку, фильтрацию, охлаждение и т.п. Если выращенная или произведенная продукция прошла производственную переработку, то созданные продовольственные или промышленные товары уже не могут контрактоваться. Речь идет, например, о масле, сыре, мясопродуктах и др. Их реализация осуществляется уже на основании договоров поставки или оптовой купли-продажи, поскольку требует учета правил продажи товаров населению.

Договором контрактации оформляется также поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

Особенностью договора контрактации является включение в него условий об обязанности заготовителя обеспечивать хозяйство тарой, упаковочными материалами, оказывать помощь в приобретении горючесмазочных материалов и иных ресурсов. Помощь может оказываться в вывозе продукции транспортом заготовителя. Статья 536 ГК РФ устанавливает, что заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию по месту нахождения и обеспечить ее вывоз.

То обстоятельство, что продукция производится (выращивается) по заказу заготовителя, налагает на последнего повышенную ответственность за принятие продукции от хозяйства и оплату ее стоимости. В случае отказа заготовителя взять подготовленную для него продукцию возможности продажи ее другим лицам у хозяйства весьма ограничены, особенно когда продукция является скоропортящейся. Поэтому ст. 536 ГК РФ воспроизвела ранее существовавшее правило о недопустимости отказа заготовителя от принятия продукции, представленной в соответствии с договором. В случае отказа с заготовителя взыскивается полная стоимость такой продукции.

Государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд. Отношения по поставкам для государственных нужд регулируются нормами § 4 гл. 30 ГК РФ, а также федеральными законами от 13.12.94 N 60-ФЗ “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”, от 29.12.94 N 79-ФЗ “О государственном материальном резерве”, от 06.05.99 N 97-ФЗ “О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”.

Существуют два уровня государственных нужд: федеральные и региональные. Кроме отнесенности к определяемым законом государственным нуждам вторым основанием установления договорных связей данного вида служит финансирование поставок за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Заказчиками могут выступать только государственные организации: министерства, службы, агентства, государственные предприятия и учреждения.

Заказчик размещает заказ на конкурсной основе, выбирая таким способом поставщика (исполнителя). Для этого организуются федеральные и региональные торги. В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа, контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса. В государственном контракте определяются наименование подлежащих поставке товаров, их количество, ассортимент, качество, комплектность изделий, сроки поставки, цена, способ расчетов, порядок отгрузки и другие необходимые условия. В тех случаях, когда товары должны использоваться не самим заказчиком, а другими организациями, в госконтракте предусматривается условие о выдаче заказчиком поставщику отгрузочной разнарядки с указанием в ней реквизитов получателей и сведений о товаре, подлежащем отгрузке каждому получателю. При этом обязанность оплаты стоимости товара лежит на заказчике (ст. 526 ГК РФ).

Государственным контрактом может быть предусмотрена более сложная (двухуровневая) структура связей по поставкам для государственных нужд. В этом случае заказчик после заключения контракта направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. На основании извещения поставщик обязан заключить с покупателем договор на поставку для государственных нужд. Заказчик признается поручителем по оплате покупателем стоимости товара, поставляемого по такому договору, и несет солидарную ответственность с должником.

Федеральным законом “О поставках продукции для федеральных государственных нужд” установлена неустоечная ответственность за ряд нарушений государственных контрактов на поставку для государственных нужд: «При необоснованном уклонении от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность заключения контракта установлена законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта». В случае невыполнения в установленный срок государственного контракта по объему продукции поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 50% от стоимости недопоставленной продукции. Неустойка взыскивается до фактического исполнения обязательства с учетом недопоставленного количества продукции в предыдущем периоде поставки.