Сущность прокурорского надзора, основные понятия прокурорского надзора.

Тема 1. Сущность прокурорского надзора, основные понятия прокурорского надзора.

Прокурорский надзор – это специфический вид государственной деятельности, который кроме прокуратуры не могут осуществлять никакие другие государственные общественные самостоятельные органы, организации, учреждения или должные лица.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства, не относится ни к одной из ветвей власти.

Прокурорский надзор – это самостоятельный вид государственной деятельности, сущность которого состоит в соблюдении конституции, исполнение требований закона, соответствие правовым актам, принятие мер устранения выявленных нарушений с помощью средств, предусмотренных законом.

Прокурор – это физическое лицо, состоящий на постоянной или временной службе в органах прокуратуры принятый на работу в порядке установленном ФЗ «О прокуратуре», исполняющий должностные обязанности, предусмотренные законом и приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

Прокуратура как федеральный орган участвует в рассмотрении дел судами, занимается законопроектной, правотворческой, координационной борьбой с преступностью.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокурора по осуществлению надзора в формах, средствах, методах его осуществления надзора и т.д.

Как наука прокурорский надзор тесно связан с уголовно-процессуальным правом, гражданско-процессуальным правом, арбитражно-процессуальным правом, криминалистикой и иными отраслями.

Из сказанного принципиально важным для усвоения содержания сущности прокурорского надзора является то, что:

  1. Прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности, которую кроме прокуратуры не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения или должностные лица.
  2. Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. Важность этого положения в том, что прокурор, осуществляя надзор, выявляет правонарушения, принимает меры к их устранению и наказанию виновных не от имени отдельных органов местного самоуправления, отдельных субъектов федерации, иной представительной, исполнительной или судебной власти, но от их совокупности, объединенных системой государства: интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц приводятся в соответствие с интересами государства в целом.
  3. Прокурорский надзор — самостоятельный вид государственной деятельности. Его отличие от других видов деятельности иных государственных органов определяется спецификой содержания. Это проверка точности соблюдения Конституции РФ, исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону, принятие мер к устранению выявленных правонарушений с помощью средств, представленных законом исключительно прокуратуре. Имея функциональные признаки каждой из ветвей власти (представительной, исполнительной, судебной) прокурорский надзор не имеет отношения ни к одной из них.

Органы прокуратуры занимают особое место в системе государственной власти Российской Федерации. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве позволяет уравновешивать деятельность ветвей власти и обеспечивать их оптимальное функционирование.