Типология государства.

Типология государства.

В мире существовало и существует множество государств. Для их характеристики используется множество приемов, в том числе и типология. Типология – это глобальная классификация, осуществляющаяся на основе определенной теоритической модели для выявления признаков, характерных группам предметов и явлений. Существуют различные теории по типологии государства, основными из которых являются формационная и цивилизационная.

Формационная типология: основными представителями являются классики марксизма и, прежде всего, К. Маркс. По мнению Маркса всемирная история имеет общий вектор развития, он утверждал, что история человечества состоит из крупных этапов, которые называл общественно-экономическими формациями. По его мнению таких формаций будет всего лишь пять:

  1. Первобытнообщинное
  2. Рабовладельческое
  3. Феодальное
  4. Капиталистическое
  5. Коммунистическое

Каждому типу формации соответствует определенный способ производства. По мнению Маркса это доминирующий фактор, влияющий на общественно-экономическую формацию. Он называл экономику базисом. Маркс считал, что каждому типу формации соответствует свой тип государства. Исключение составляет первобытнообщинная формация, там не было классов и не было государства. Не будет государства и при коммунизме, поскольку к тому времени перестанут функционировать сами классы.

Соответственно с теорией Маркса тип государства – это совокупность признаков, характерных для государства одной экономической формации. В целом верная теория Маркса имеет существенные недостатки:

  1. Преувеличена роль экономики, при этом недооцениваются исторические традиции, религия, национальное самосознание.
  2. Объявленный период, в который не будет существовать государство – коммунизм. Думается, что государство будет существовать всегда.
  3. Социалистический тип признается высшим типом, это утверждение не подтвердилось на практике.

Цивилизационная типология: представители: русский дореволюционный религиозный мыслитель Николай Данилецкий, немецкий философ и культуролог Осфальд Шпенглер, а также английский историк Арнольд Тойнби. По их мнению в различные периоды истории, в различных регионах мира существует множество культур (цивилизаций), эти культуры фактически являются самостоятельными организациями, существенных связей между собой эти культуры не имеют, более того, по мнению Шпенглера, с установлением связей между культурами наступает эпоха упадка, более молодая культура поглощает энергию старой культуры. Эти мыслители отрицали наличие общего единого вектора развития всемирной истории. История развивается циклически. В вопросе о количестве цивилизаций мыслители расходились. Шпенглер выделял 12, а Тойнби около 100. Каждая цивилизация имеет свои особые признаки упадка, например, по мнению Шпенглера, современная европейская цивилизация находится на стадии упадка. Признаками упадка являются:

  1. Излишнее развитие интеллектуальной деятельности
  2. Массовое увлечение спортом и политикой

В отношении государства эти мыслители отмечали:

  1. Государство – это завоевание определенной цивилизации
  2. На государство влияют не только существующие сегодня факторы, но и историческая память, то есть исторические традиции, национальное самосознание и т.д.
  3. Государство, развивающееся в одних условиях, может застопориться в других.