Учение о государстве.

Учение о государстве.

Крупные античные мыслители Платон и Аристотель считали государство сосредоточением нравственных и духовных сил. Платон создал учение об идеально государстве. В таком государстве нет семьи, частной собственности, детей воспитывает государство, которое состоит из определенных сословий. Его ученик Аристотель, считая государство благом, выступал за сохранение семьи и частной собственности. Для Аристотеля правильным государством было политико-государственное образование. Известный римской философ Цицерон называл государство правовым общением населения, живущего на определенной территории.

С утверждением христианства отношение к государству меняется. По мнению христианских философов, государство – это низшая примитивная человеческая организация, которая должна подчиняться церкви. Некоторые христианские богословы называли государство разбойничьей шайкой, другие отмечали, что основной смысл государства – это обуздание низших человеческих инстинктов.

В эпоху нового времени сложилось другое учение о государстве. Бесконечные религиозные войны, инквизиция, насилие католической церкви предопределило возникновение положительного отношения к государству. Европейские мыслители начали смотреть на государство как на единственную силу, которая может покончить с произволом католической церкви и установить порядок в обществе, тогда возникает учение о суверенитете. Разработчиком учения о суверенитете был французский мыслитель Жак Бодьен. По его мнению, государственная власть абсолютна и не может зависеть от других властей.

В период просвещения, идеалом становится просвещенная монархия. Известные просветители Руссо, Монтескье, Дидро отмечали, что хорошие законы и просвещенный монарх, являются основными изменениями общества в лучшую сторону. Крупнейший немецкий философ Гегель в своих трудах отмечал, что свобода возможна только в рамках государства. Более того Гегель называл государство земным богом.

В учении Марксизма отношение к государству несколько иное. По мнению Маркса при коммунизме не будет частной собственности, класса, следовательно, и государства. Однако при переходе от капитализма к социализму установится диктатура пролетариата, которая должна сломить сопротивление со стороны имущих классов, затем начать строительство коммунистического общества. Для марксистов государство это орудие классового господства.

Для отрицательных анархистов государство – это ненужная организация, которую необходимо распустить и создать органы общественного правления. Наиболее ярким представителем анархистов являются Лассаль, Бакунин, Кропоткин. Отрицательно к государству относится и немецкий философ Ницше. По его мнению, государство – это холодная организация, которая мешает сильным людям, поддерживая слабых.

В начале 11 века в немецкой литературе начали использовать термин правовое государство. К концу 19 века начинается складываться теория о правовом государстве. Теория правового государства окончательно сложилась после Второй мировой войны. Правовое государство – это государство, в котором гарантированы права и свободы человека и господствует право.

Помимо учения о правовом государстве, возникло учение и о социально государстве. Социальное государство – это государство, гарантирующее определенный жизненный уровень населению.