Жизненный цикл товара.

Жизненный цикл товара.

Некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из пяти этапов:

  • Разработка товара. Компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара. В это время объём продаж равен нулю, затраты растут.
  • Выведение товара на рынок. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия, медленно растет объём продаж.
  • Быстрое завоевание рынка – увеличение прибыли.
  • Зрелость. Рост объёма продаж замедляется, так как основная масса потребителей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции
  • Упадок. Спад объёма продаж и сокращение прибыли.

За 1980-2005 гг. стоимостной объем мирового экспорта увеличился с 2,03 трлн. долл. до 11,98 трлн. долл., или в 6 раз, объем мирового импорта с 2,07 трлн. долл. до 12,2 трлн. долл., или в 6 раз.

Со второй половины XX века, когда международный обмен по определению М. Пебро приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. ВТО констатирует, что последние десятилетия объём мировой торговли растёт значительно быстрее, чем всё мировое производство. Так, за 1950—2000 гг. мировая торговля выросла в 20 раз, а производство — в 6 раз.

По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. В 90-е годы Западная Европа — главный центр международной торговли. Её экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности.

До кризиса 2007-2008 годов в среднем мировая торговля росла на 6 % ежегодно в течение 1990-2000-х гг. Экспорт товаров и услуг в мире в 2007 году по данным ВТО составил 16 трлн долл. США. Доля группы товаров составляет 80 %, а услуг 20 % от общего объёма торговли в мире. Годовой оборот торговли товарами и сырьём к 2012 году составляет около $20 трлн. Согласно отчёту ЮНКТАД (2013), темпы роста мировой торговли товарами и услугами после их быстрого восстановления в 2010 году вновь снизились до 5 % в 2011 году и до менее 2 % в 2012 году.

За сорок пять лет существенно изменилась товарная структура мирового экспорта на основе сокращения доли сырья, топлива и продовольствия в два раза и роста в полтора раза удельного веса готовых изделий и полуфабрикатов, а также почти трехкратного роста доли прочих товаров.

Ключевые слова: товар, цикл, этап, торговля, прибыль, рост.

 

Тема 11: Структура и инфраструктура товарного рынка.

Действие рыночных механизмов предполагает наличие ряда составляющих – товар, самостоятельные  субъекты, свободное ценообразование, наличие конкуренции.

Становление рыночных отношений в России требует формирования структуры товарного рынка и обслуживающей его инфраструктуры.

Структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям.

В Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков в Российской Федерации на 1998-2005 годы, одобренной постановлением Правительства РФ от 15.06.98 N 593, товарный рынок рассматривается как система субъектов и их отношений (производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их взаимоотношения), целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.

В рамках товарного рынка протекает товарообразование, то есть совокупность взаимосвязанных актов движения товаров, создаваемых в разных областях хозяйственной деятельности.

В зависимости от границ товарного рынка выделяют – федеральный т/р, межрегиональный т/р, региональный т/р, локальный т/р.

Т/р подразделяется на сектора – потребительский , оптовый.

Инфраструктура направлена на бесперебойное движение товаров от изготовителя к потребителю.

Инфраструктура товарного рынка – это:

  • система органов, обеспечивающая взаимосвязь между структурными компонентами товарного рынка и способствующая свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства товаров, бесперебойному функционированию сферы конечного потребления;
  • совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения.

Инфраструктура товарного рынка – это  взаимосвязанный комплекс следующих подсистем:

  • Система складского хозяйства –  специализированные склады, оборудованные для хранения продовольственных и промышленных товаров.
  • Система информационного обеспечения – об изготовителях товаров, их производственных возможностях, о наличии запасов товаров, об имеющихся запросах покупателей, ценах на товары и др. Следует учитывать масштабность данной работы, ведь информация должна касаться 25-30 млн. наименований изделий и быть доступной нескольким миллионам пользователей. Это телекоммуникационная сеть, информационные печатные издания, интернет.
  • Система товароупаковочной индустрии, значительно влияющая на конкурентоспособность товаров.
  • Транспортная система, обслуживающая продвижение товаров от изготовителей до потребителей. Данная система непосредственно связана с нижеследующей.
  • Система экспедиционного обеспечения рынка. Особенности взаимоотношений по оказанию транспортно-экспедиционных услуг определяются Федеральным законом от 30.06.03 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”.